ПРОКОПЬЕВСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ

НОРМАТИВНАЯ БАЗА
АДМИНИСТРАЦИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

УЧЕБНАЯ РАБОТА
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГРАФИК УЧЕБНЫЙ НА 2013-2014гг
ГРАФИК УПП
УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ САМООБСЛЕДОВАНИЯ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

АБИТУРИЕНТУ

СТУДЕНТУ
РАСПИСАНИЕ
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

РОДИТЕЛЯМ
СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА

БИБЛИОТЕКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОФЕССИЯМ

ФОТОАЛЬБОМ
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА
КОНТАКТЫ

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

 

 То, какие отношения устанавливают родители с ребенком, оказывает очень большое влияние на формирование его личности. Хотя считается, что все родители желают своему ребенку добра, воспитание детей может быть неправильным и негармоничным. Иногда это связано с проблемами самих родителей, иногда родители просто не знают, как правильно воспитывать детей.

Известный санкт-петербургский семейный психотерапевт Э. Г. Эйдемиллер на основе своего многолетнего опыта с деструктивными (негармоничными) семьями разработал классификацию типов негармоничного воспитания. Он выделил 7 таких типов и описал психологические проблемы родителей, которые заставляют их неосознанно избирать тот или иной стиль воспитания.

Типы негармоничного (неправилъного) воспитания.

 Первый тип носит название потворствующая гиперпротекция (этот стиль иногда еще называют «Кумир семьи!». Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Нет запретов и санкций, часто такие дети просто не понимают слов «нет» И «нельзя!».

При стиле доминирующей гиперпротекцuи ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, устанавливая многочисленные ограничения и запреты. Это своего рода опутывающий контроль: такой ребенок, как правило, лишен свободы выбора, за него все решают родители.

Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Ребенка часто стыдят, постоянно сравнивают его поведение и личность с некими высокими моральными стандартами. У ребенка очень много обязанностей и мало прав. Его проблемы и потребности взрослыми могут просто игнорироваться. Часто при таком стиле воспитания ребенок вырастает повышенно тревожным, мнительным, страдает от чувства вины.

Один из наименее благоприятных для развития ребенка воспи­тательных стилей - эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки»). В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемый или, чаще, неосознаваемый перенос на ребенка негативного жизненного опыта родителей. Может быть, ребенок не был желанным, или родители слишком увлечены своими делами, или мать не любила отца, а ребенок похож на него... Ребенок в этом случае может ощущать себя помехой в жизни родителей, между ними и ребенком устанавливается большая эмоциональная дистанция.

Есть семьи, где распространено жестокое обращение родителей с детьми. Здесь на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний лишения удовольствий, неудовлетворения потребностей ребенка.

 

При стиле гипопротекции ребенок предоставлен самому себе, ро­дители не интересуются им и не контролируют его. Иногда это настоящая безнадзорность; в некоторых случаях родители удовлетворяет лишь физиологические потребности ребенка, но других функции семья для него не выполняет.

При гармоничном воспитании потребности ребенка разумно удов­летворяются, существует небольшое количество неукоснительно соблюдаемых правил и запретов; в ребенке поощряется самостоятельность, развивается ответственность.

 

Причины негармоничного воспитания. Причины использования родителями негармоничных стилей весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Однако нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то проблема (чаще всего неосознаваемая), неудовлетворенные потребности. Родитель пытается разрешить личностную проблему, используя свою роль в воспитании ребенка. Среди этих проблем можно выделить следующие:

Проекция на подростка собственных нежелательных качеств.

Нарушения воспитания, обусловленные этой проблемой, - эмо­циональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. (Вспомните психологическую защиту по типу «проекции!».) Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами у ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоцио­нальную выгоду для себя. При этом нередко подростку навязывается роль «неисправимого!», «хулигана!», «психа!», «недотепы!» и т. п. Борьба с нежелательными качествами ребенка (подростка) помогает отцу верить, что у него самого данных проблем нет.

Неразвитость родительских чувств. Эта проблема обусловливает нарушение воспитания и возникновение негармоничных воспитательных стилей: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.

Слабость, неразвитость родительских чувств внешне проявляется в нежелании иметь дело с ребенком или подростком, в плохой пере носим ости его общества, поверхностном интересе к его делам. Нередко эта проблема встречаются у родителей детей и подростков с трудностями в поведении и обучении.

Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, приведшее к тому, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства значительно слабее, чем у более старших; для женщин с неразвитым родительским чувством характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

Воспитательная неуверенность родителей. При этом формируется такой воспитательный стиль, как потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований к ребенку или подростку. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым звеном» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у подростка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя ситуации «минимум требований - максимум прав».

Фобия (боязнь) утраты ребенка ведет к формированию таких негармоничных стилей, как потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» - неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличение представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности, беззащитности и т. д.

Один источник таких переживаний коренится в истории появления ребенка на свет: его долго ждали, обращения к врачам не приносили успеха, ребенок родился хилым и болезненным с большим трудом удалось его выходить и т. д.

Другой источник - перенесенные ребенком тяжелые заболевания, особенно если они были длительными. Отношение родителей к ребенку или подростку формировалось под воздействием страха потерять его. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его (потворствующая гиперпротекция); других - мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

 Как видите, очень важно выбрать правильный стиль воспитания, в этом вам может помочь книга Карен Джослин «Позитивное воспитание».

 

 

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ (от ребенка)

Не порть меня. Я прекрасно знаю, мне совсем не нужно все, о чём я прошу. Я просто проверяю тебя.

Не бойся быть твёрдым со мной. Так лучше… Это придает мне уверенность.

Не применяй силу ко мне. Это учит меня тому, что сила это главное на свете. Лучше, если ты меня просто переубедишь.

Не будь непоследовательным. Это беспокоит меня и заставляет стараться избегать делать то, что мне под силу.

Не обещай. Возможно, ты не сможешь выполнить обещание. Это ослабит мою веру в тебя.

Не реагируй на мои провокации, когда я что-нибудь говорю или делаю для того, чтобы обидеть тебя. Иначе я буду стремиться к достижению всё новых и новых побед.

Не очень печалься, если я скажу тебе: «Я ненавижу тебя». В действительности я не имею это в виду, а хочу, чтобы ты пожалел о том, что ты сделал.

Не заставляй меня чувствовать себя более взрослым, чем на самом деле, потому что я еще надоем своим «взрослым» поведением.

Не делай за меня то, что я смогу сделать сам. Не заставляй меня чувствовать себя «младенцем», я буду постоянно требовать твоей помощи.

Не обращай много внимания на мои «плохие привычки». Это только заставляет придерживаться их.

Не исправляй меня перед людьми. Я спокойно выслушаю тебя, если ты поговоришь со мной тихо, без свидетелей.

Не старайся обсуждать моё поведение во время конфликта. В это время я почему-то не очень хорошо слышу, а слушаюсь ещё хуже. Я сделаю то, что ты требуешь, но давай поговорим об этом позже.

Не пытайся читать мне проповеди. Ты бы удивился, если бы знал, как хорошо я усваиваю, что хорошо, а что — плохо.

Не заставляй меня воспринимать мои ошибки как присущие мне качества. Я должен учиться, осознавать мои ошибки без ощущения, что я сам плохой.

Не цепляйся ко мне. Иначе я буду защищаться и оглохну.

Не требуй объяснений моего плохого поведения. Иногда я действительно не знаю, почему я это сделал.

Не испытывай слишком мою честность. Меня легко запугать, чтобы я сказал неправду.

Не забывай, что я люблю экспериментировать. На этом я учусь, поэтому прошу тебя смиряться с этим.

Не защищай меня от последствий моего поведения. Я должен учиться на собственном опыте.

Не обращай внимание на все мои болячки. Я могу научиться наслаждаться своим плохим здоровьем, если это привлекает ко мне много внимания.

Не отталкивай меня, когда я задаю честные вопросы. Иначе я перестану спрашивать и начну искать интересную для меня информацию неизвестно где.

Не отвечай на «дурацкие» или «сумасшедшие» вопросы. Этому конца не будет, ведь я просто хочу быть рядом с тобой.

Никогда не показывай какой ты идеальный и непогрешимый. Это потребует слишком многого от меня.

Не жалей, что мы проводим вместе не так много времени. Главное в том, что мы его проводим.

Не позволяй, чтобы мои страхи тревожили тебя. Тогда я ещё больше буду бояться. Будь спокоен и смел.

Не забывай, что я не могу жить без доброго понимания и поощрения. Честно заработанная похвала иногда забывается, а вот ругань — никогда.

Относись ко мне так, как ты относишься к своим друзьям, тогда я буду твоим другом. Помни, большему я научусь на примере, а не на критике.

И, кроме того, я так тебя люблю. Люби меня тоже.

 

© 2013 ПРОКОПЬЕВСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна образовательных сайтов